Рассмотрено на заседании Утверждаю: Согласовано: педагогического совета _____________О.В. Синицкая _____________ Е.Н. Злобина МБОУ СОШ №43 Директор МБОУ СОШ №43 Протокол № ___ «____» _____________2013г. Председатель профсоюзной организации МБОУ СОШ №43 «_____» ___________ 2013г. Приказ № «_____» __________ 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МБОУ СОШ №43 на основе ФГОС НОО и ООО. 1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью учебного процесса. 1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС НОО и ООО. 1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе. 2. Цель и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности 2.1. Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.2. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности: - воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; - формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов; - развитие умения самостоятельно, творчески мыслить; - выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы; - пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 3. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности 3.1. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. 3.2. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. 3.3. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов; 4. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Учебно-исследовательская Проектная деятельность деятельность Проект направлен на получение В ходе исследования организуется поиск в конкретного запланированного результата – какой-то области, формулируются продукта, обладающего определенными отдельные характеристики итогов работ. свойствами и необходимого для Отрицательный результат – тоже результат конкретного использования Реализацию проектных работ предваряет Логика построения исследовательской представление о будущем проекте, деятельности включает формулировку планирование процесса создания продукта проблемы исследования, выдвижение и реализации этого плана. гипотезы (для решения этой проблемы) и Результат проекта должен быть точно последующую экспериментальную или соотнесен со всеми характеристиками, модельную проверку выдвинутых сформулированными в его замысле предположений 5. Требования к построению проектно-исследовательского процесса 5.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. 5.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика. 5.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику. 5.4. Для выполнения проекта должны быть все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества и т.д. 5.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 5.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта в отношении выбора темы, содержания и используемых методов. 5.7. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты. 6. Формы организации проектной деятельности 6.1. Виды проектов: • информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; • исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; • творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); • социальный, прикладной (практико-ориентированный); • игровой (ролевой). 6.2. По содержанию проект может быть монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. 6.3. По количеству участников: • индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; • парный, малогрупповой (до 5 человек); • групповой (до 15 человек); • коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). 7. Организация проектной и учебно-исследовательской работы 7.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Для всех учащихся участие обязательно. 7.2. Для осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся определяется руководитель проекта по желанию подростка. 7.3. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с классным руководителем и с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 7.4. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. 7.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся производится в начале учебного года (не позднее октября). 7.6. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования. 7.7. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: – для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты и другие формы. – для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и другие формы. 7.8. Защита проектной работы осуществляется ежегодно в виде ответа на уроке или в виде публичной защиты. 8. Критерии оценивания учебно-исследовательской деятельности № п/п Критерии оценивания исследовательской работы Максимальное количество баллов Оценка комиссии в баллах 1. Оценка собственных достижений 1.1. Использование знаний внешкольной программы 2 1.2. Научное и практическое значение результатов работы 5 1.3. Новизна работы 2 1.4. Достоверность результатов работы 2 1.5. Наличие региональных сведений 2 2. Эрудированность автора в рассматриваемой области 2.1 Использование результатов в области известных рассматриваемой 2 2.2. Знакомство с состоянием работы современным 2 2.3. Полнота цитируемой литературы, ссылка на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой 2 3.Композиция работы и ее особенности 3.1. Цель работы, ее соответствие содержанию и результатам работы 5 3.2. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления 5 3.3. Структура работы: наличие введения, постановки задачи, основного содержания, отвечающего заявленной теме, выводов, списка литературы 5 3.4. Оформление работы соблюдением всех требований. 3 с 4. Доклад 4.1. Время (соответствие доклада требованиям) времени 4.2. Владение материалом (самостоятельность изложения) 4.3. Качество ответов на вопросы 4.4. Отражение в докладе целей, объема выполненной работы, результатов 4.5. Наглядное оформление доклада (наличие таблиц, фотографий, коллекций, рисунков, презентации и т.д.) 5. Особое мнение комиссии Сумма баллов 40 5 81 - максимальный балл Базовый уровень «удовлетворительно) (отметка 48-57 баллов Повышенный «хорошо») уровень (отметка 58-73 баллов Повышенный «отлично») уровень (отметка 74-81 баллов 9.Критерии оценивания проектной деятельности № п/п Критерии оценивания Максимальное проекта количество баллов Оценка комиссии в баллах 1. Пояснительная записка 10 1.1 Общее оформление проекта 1 1.2 Обоснование проблемы, 1 формулировка темы проекта 1.3 Сбор информации проекта по теме 0,5 1.4 Анализ возможных идей, выбор 1 оптимальной идеи 1.5 Выбор технологии изготовления 1 изделия 1.6 Экономическая и экологическая 1 оценка будущего изделия и технологии его изготовления 1.7 Разработка конструкторской 1 документации 1.8 Описание изготовления изделия 1 (технологическая карта) 1.9 Описание изделия 1.10 Эстетическая выбранного изделия 1.11 Экономическая и экологическая 0,5 оценка выполненного (готового) изделия 1.12 Реклама изделия 1 2. Оценка готового изделия 25 2.1 Оригинальность конструкции 5 2.2 Качество изделия 10 2.3 Соответствие изделия проекту 5 2.4 Практическая значимость 5 3. Оценка защиты проекта 15 3.1 Формулировка темы проекта 3.2 Анализ прототипов и 2 обоснование выбранной темы 3.3 Описание технологии 3 изготовления изделия 3.4 Четкость и ясность изложения 2 3.5 Глубина знаний и эрудиция 3 окончательного 0,5 оценка 0,5 проблемы и 2 3.6 Время изложения (7-8 мин.) 1 3.7 Самооценка 1 3.8 Ответы на вопросы 1 Итого: 50 баллов Базовый уровень (отметка 21-30 баллов «удовлетворительно) Повышенный уровень (отметка 31-40 баллов «хорошо») Повышенный уровень (отметка 41-50 баллов «отлично») 10.Требования к оформлению проектной и учебно-исследовательской работы Объем работы – не более 10 машинописных страниц (при выполнении работы в редакторе MS Word использовать шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5). Титульный лист 1.Название работы 2.Фамилия, имя, отчество, автора (авторов) 3.Фамия, имя, отчество, должность научного руководителя 4.Наименование организации, представляющей работу Текст работы должен включать: 1.Введение 2.Цели и задачи 3.Методика работы 4.Полученные результаты 5.Выводы 6.Заключение 7.Список литературы 8.Приложения 11.Особенности оценки индивидуального проекта Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В соответствии с целями подготовки проекта образовательной организацией для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам: • организация проектной деятельности; • содержание и направленность проекта; • защита проекта; • критерии оценки проектной деятельности. Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена на заседании предметной кафедры. В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также: а) возможные типы работ и формы их представления и б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательного учреждения или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев. Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о Работа в целом приобретение знаний способности самостоятельно с свидетельствует о и решение проблем опорой на помощь руководителя способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её ставить проблему и находить решения; продемонстрирована пути её решения; способность приобретать новые продемонстрировано знания и/или осваивать новые свободное владение способы действий, достигать более логическими операциями, глубокого понимания изученного навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание Продемонстрировано содержания выполненной работы. В свободное владение работе и в ответах на вопросы по предметом проектной содержанию работы отсутствуют деятельности. Ошибки грубые ошибки отсутствуют Регулятивные Продемонстрированы навыки Работа тщательно действия определения темы и планирования спланирована и работы. Работа последовательно доведена до конца представлена комиссии; и реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Коммуникация Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и оформления проектной работы и пояснена. Текст/сообщение пояснительной записки, а также хорошо структурированы. Все подготовки простой презентации. мысли выражены ясно, Автор отвечает на вопросы логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования. При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично»). 12. Всем учащимся, выполнившим учебно-исследовательскую работу, защитившим проект, выдается удостоверение определенного образца. Удостоверение Выдано ученику (це) ______ класса МБОУ СОШ №43 ___________________________________________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество в том, что он(а) защитил(а) проект _______________________________________________________ по предмету или по виду проекта ______________________________________________________________ по количеству участников Тема проекта__________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Проект выполнен на ____________________________________________ оценка Руководитель проекта Дата: Директор школы: О.В. Синицкая Удостоверение Выдано ученику (це) ______ класса МБОУ СОШ №43 ___________________________________________________________________________________________________ фамилия, имя в том, что он(а) выполнил(а) учебно-исследовательскую работу _______________________________ по предмету ______________________________________________________________ Тема работы ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Работа выполнена на ____________________________________________ Оценка Руководитель проекта Дата: Директор школы: О.В. Синицкая