Положение об ученическом портфолио

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МБОУ СОШ №43
Протокол № ___
«_____»
___________
2013г.

Утверждаю:
_____________О.В. Синицкая
Директор МБОУ СОШ №43
«____» _____________2013г.
Приказ №

Согласовано:
_____________ Е.Н. Злобина
Председатель
профсоюзной
организации МБОУ СОШ №43
«_____» __________ 2013г.

Положение
об ученическом портфолио
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о ученическом портфолио разработано в целях создания условий
для введения федеральных образовательных стандартов общего образования.
1.2. Ученическое портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, способ
фиксирования индивидуальных достижений и самооценивания.
1.3. Ученическое портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,
включая итоговую и промежуточную аттестацию. Оценка тех или иных достижений
входящих в портфолио может быть как качественной, так и количественной.
1.4. Ученическое портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в
разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и
других и является важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к
образованию.
2. Цель ученического портфолио.
2.1.
Предоставить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть его образовательный
результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса,
продемострировать его способности практического применения его знаний и умений.
3. Задачи ученического портфолио.
3.1. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию, активность, самостоятельность
учащихся, расширять возможности их обучения и самообучения.
3.2. Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
3.3. Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их
путём внесения коррекции в учебный процесс.
3.4. Формировать умение учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать
собственную учебную деятельность, делать отчёт об индивидуальных образовательных
достижениях.
3.5. Содействовать индивидуализации образования учащихся.
3.6. Содействовать дальнейшей успешной социализации учащихся.
4. Время введения ученического портфолио.
4.1. В школе устанавливается период времени, который отводится для организации работы по
созданию накопительной папки и ознакомлению обучающихся и родителей (законных
представителей) с правилами работы с ученическим портфолио - 1 четверть учебного года.
4.2. Ведение портфолио рекомендуется каждому ученику школы с 1 по 11 класс и
предполагает представление отчёта по процессу образования учащегося, видение «картины»
значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его
индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его

способностей практически применять приобретённые
знания и умения, как по итогам учебного года, так по
итогам каждой ступени обучения.

Приложение 2.

УЧЕНИЧЕСКОЕ
ПОРТФОЛИО
Фамилия ____________________________________
Имя _________________________________________
Отчество ____________________________________
Образовательное
учреждение:
Муниципальное
бюджетное
образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 43
города Архангельска

Класс_________

Период, за который предоставлены документы и материалы:
с _______________________ 20 __г. по ____________________20 __г.
Личная подпись учащегося ____________________________________

г.Архангельск
заполняется один раз

1. Сведения о себе
1. Фамилия Имя Отчество ______________________________________________________________
2. Моё имя означает ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Дата рождения ______________________________________________________________________
4. Со мной вместе родились известные личности ___________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
5. Мой девиз _________________________________________________________________________

заполняется каждый год

2. Мои учебные успехи с _______/________ уч. года по ________/__________ уч. год

Наименование учебного предмета

______/__

______/__

______/__

______/__

______/__

______/__

______/__

Отметка

5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 9 кл 10кл 11кл

Подпись кл. руководителя

заполняется каждый год

3. Самоанализ начала года
(анализ собственных планов и интересов)
1. Самые значительные события моей жизни, определяющие мое будущее _______________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
2. Мне нравится заниматься (я увлекаюсь) __________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3. Мне интересны предметы: ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

4. Чтобы учиться по интересующим меня предметам, у меня есть следующие способности и личные
качества, знания и учения ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
5. Для обучения по интересующим меня предметам мне не хватает ______________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6. Мои образовательные планы на ___________/____________ учебный год:
Чего я хочу добиться?

Что собираюсь для этого сделать?

8. Профессии или специальности, о которых я хочу подробнее узнать или попробовать в них себя
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

дополняется по мере посещения

4. Зачетный лист посещенных курсов, кружковых занятий дополнительного образования,
спортивных секций и т.д.
Год
Название курса
Место
Количество
Подпись
проведения
посещений в
учителя
неделю

Основные выводы для себя (на сколько и почему мне эти занятия интересны)______________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

заполняется по мере участия

5. Перечень моих достижений
( можно поместить копии грамот, дипломов, свидетельств похвальных листов и т.п., фотографии с
комментариями о проведении ниже перечисленных мероприятий)
Дата
Уч.
год

Название
предмета

Название документа
(грамота, диплом, сертификат, похвальный
лист, свидетельство и т.п.)

Олимпиады

Уровень
(школьный,
окружной,
городской,
федеральный,
международный)

Место

Дата
Уч.
год

Название предмета
Название конференции, конкурса,
соревнования, фестиваля и т.п.

Название
документа

Уровень участия

Место

(Школьный,
районный,
городской,
федеральный,
международный)

Конференции

Конкурсы

Соревнования

Фестивали

Иное (указать, что именно)

заполняется по мере выполнения работ

6. Творческие и показательные работы
(в данной части перечисляются собранные тобой полностью законченные и оформленные
творческие, исследовательские и социальные проекты, доклады на научных конференциях, рефераты,
копии статей опубликованных в СМИ, отчеты о социальной практике, концертной, спортивной,
художественной деятельности, представленные в фотографиях, рисунках, текстах, которые ты
считаешь важными, и которые показывают изменения твоей учебной и творческой активности, твои
интересы, реальные достижения; так же ты можешь поместить отзывы учителей, рецензии о твоей
работе, лучшие сочинения, отмеченные учителем и т.п.Сами творческие работы (их фото) ты можешь
вложить в портфолио следом за этой страницей.)

Уч
год

Предмет

Вид работы

Название работы

заполняется по мере посещения

7. Моё культурное просвещение
(фотографии, отзывы о посещении культурного наследия Архангельска и
других городов России и мира ты можешь поместить следом за этой страницей)
Уч.
год

Название

Мои впечатления
Музеи

Театры

Экскурсии

Выставки

Другое

заполняется по мере участия

8. Участие в жизни школы и класса
Уч.
год

Название мероприятия
(классные часы и вечера, оформление газет и
стендов, концерты, акции и т.п.)

Степень участия
(организация,
проведение, участие и
т.п.)

Участие в самоуправлении школы_________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

заполняется каждый год

9. Самоанализ по итогам ___________/__________ учебного года
1. Итоги прошедшего учебного года для меня: _________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
2. Из запланированного мне удалось выполнить________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

3. Невыполненным оказалось…, потому что ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
5. В результате участия в жизни школы я приобрел (а) опыт ______________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
6. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было _______________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
________-_________________________________________________________________________________
7. Мои представления о себе за прошедший год изменились _____________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Короткой строкой.
Радость года ______________________________________________________________________________
Огорчение года ___________________________________________________________________________
Потеря года ______________________________________________________________________________
Удивление года ___________________________________________________________________________
Открытие года ____________________________________________________________________________
Находка года______________________________________________________________________________
Проблема года_____________________________________________________________________________

5. Структура портфолио учащихся начальной школы
5.1.
Титульный лист – содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное
заведение, дата начала и окончания), фото учащегося (пожеланию).
5.2.
Раздел «Мой мир». Здесь помещается информация, которая интересна и важна для
ребёнка. Возможные заголовки листов (на выбор учащегося):
• «Моё имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых
людях, носивших и носящих это имя. Если у ребёнка редкая или интересная фамилия.
Можно найти информацию о том, что она означает.
• «Моя семья» - сведения о семье учащегося, интересах, увлечениях, совместном
творчестве, досуге, взаимоотношениях, семейных традициях и т.д.

«Мои друзья».
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок (занятия в
спортивных секциях, учёба в музыкальной школе и другие учебные заведения
дополнительного образования).
• «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах, небольшие заметки о любимых
школьных предметах. Ребёнок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём
что-то важное и нужное для себя.
5.3. Раздел «Мои стремления». В этом разделе учащийся самостоятельно, с помощью
родителей (законных представителей) или под руководством педагогов формулирует задачи
саморазвития на учебный год, цели внеучебной работы. Данный раздел учащийся заполняет
по форме представленной в тетради на печатной основе «Портфолио учащегося начальной
школы» (автор Мишакина Т.Л.)
5.4. Раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному
школьному предмету. Ученик начальной школы наполняет этот раздел удачно написанными
контрольными, творческими работами, образцовыми тетрадями, проектами, отзывами о
книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и
тестов.
5.5. Раздел «Мои достижения» размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости.
•
•

5.6.

Раздел «Я оцениваю себя» - данные самооценки. Данный раздел учащийся заполняет по
форме представленной в тетради на печатной основе «Портфолио учащегося начальной
школы» (автор Мишакина Т.Л.)

5.7.

Раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом
стараний ученика, советы и рекомендации. Заполняется в свободной форме.

На усмотрение учащегося, родителей (законных представителей), классного руководителя
ученическое портфолио может быть дополнено разделами «Моё творчество» (в этот раздел
помещаются творческие работы: рисунки, сказки, стихи, сочинения, фотографии изделий, фото с
выступлений и пр.), «Мои впечатления» (помещаются творческие работы по итогам посещения
музеев, выставок, спектаклей, встреч, праздников и т.п.) или другими разделами.
6. Структура портфолио учащихся старшей школы (см. Приложение 2)
6.1.
Титульный лист – содержит основную информацию об учащемся (фамилия, имя,
отчество, образовательное заведение, период, за который представлены документы, личная
подпись учащегося), фото учащегося (по желанию).
Раздел заполняется один раз.
6.2.
Раздел «1. Сведения о себе» - в этом разделе помещается информация, которая
интересна и важна для учащегося. Возможные заголовки:
• «Моё имя означает» - информация о том, что означает имя, можно написать о
знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у учащегося редкая или
интересная фамилия. Можно найти информацию о том, что она означает.
• «Дата рождения».
• «Со мной вместе родились известные личности»- информация о людях, родившихся в
один день с учащимся и интересных ему.
• «Мой девиз»- жизненное кредо учащегося.
Раздел заполняется каждый год.
6.3.
Раздел «2. Мои учебные успехи» - в этом разделе учащийся самостоятельно
констатирует итоги окончания всех учебных лет за время ведения портфолио и заверяет их
подписью классного руководителя.

Раздел заполняется каждый год.
6.4. Раздел «3. Самоанализ начала учебного года» - в этом разделе учащийся анализирует
собственные планы и интересы. Возможные заголовки:
•
•
•
•

•

•

•

«Самые замечательные события моей жизни»- информация о наиболее значимых событиях,
произошедших в жизни учащегося за текущий год.
«Мне нравится заниматься (я увлекаюсь)»- информация о предпочитаемых занятиях и
интересах учащегося.
«Мне интересны предметы»- информация об учебных предметах наиболее интересных для
учащегося.
«Чтобы учиться по интересующим меня предметам, у меня есть следующие способности и
личностные качества, знания и умения»- размышления учащегося о наличии способностей,
личных качеств, знаний и умений для успешного освоения им интересующих предметов.
«Для обучения по интересующим меня предметам мне не хватает»- размышления учащегося
о том, какие качества личности, знания и умения ему необходимо развивать для успешного
освоения интересующих предметов.
«Мои образовательные планы на _____/_____ учебный год»- информация о том, чего хочет
добиться учащийся и что он собирается для этого сделать.
«Профессии или специальности, о которых я хочу подробнее узнать или попробовать в них
себя»- размышления учащегося о профессиях и специальностях наиболее интересных для
учащегося и в которых он хочет себя попробовать.

Раздел заполняется каждый год.
6.5.

Раздел «4. Зачётный лист посещённых курсов, кружковых занятий дополнительного
образования, спортивных секций и т.п.»- в этом разделе учащийся размещает
накопительную информацию о курсах, кружковых занятиях дополнительного образования, о
посещении спортивных секций и т п. за период ведения портфолио с указанием года, названия
курса (кружка, секции) места проведения, количества посещений в неделю, подтверждённых
подписью учителя (руководителя). Дополнительно учащийся может записать в этом разделе
основные выводы о посещении курсов, кружков и секций.
Раздел заполняется по мере посещения.
6.6.
Раздел «5. Перечень достижений» - в этом разделе учащийся размещает информацию о
получении документов (грамот, дипломов, похвальных листов, сертификатов, свидетельств),
подтверждающих его участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях,
фестивалях и т. п. Учащийся может разместить в этом разделе копии этих документов.
Раздел заполняется по мере участия.
6.7.
Раздел «6. Творческие и показательные работы»- в этом разделе учащийся размещает
информацию о полностью законченных и оформленных творческих, исследовательских
работах и социальных проектах, докладах на конференциях, рефератах, статьях, отчётах о
социальной практике, концертной, спортивной, художественной деятельности с указанием
года, предмета, вида работы и её названия. Учащийся может разместить в этом разделе копии
наиболее удачных сочинений, статей, рисунков на любых видах носителей информации, а так
же отзывы учителей, тренеров, руководителей проектов, рецензии к своим работам и
т.п.Раздел заполняется по мере выполнения работ.
6.8.
Раздел «7.Моё культурное просвещение»- в этом разделе учащийся размещает
накопительную информацию о посещении музеев, театров, экскурсий, выставок и т.п. с
указанием года, названия мероприятия и его впечатлений о увиденном. Раздел заполняется по
мере посещения.
6.9.
Раздел «8.Участие в жизни школы и класса»- в этом разделе учащийся размещает
накопительную информацию о годе, названии мероприятия (классный час, оформление

стенгазет, стендов, концерты и т.п.) с указанием степени его участия в нём, а также отметить
своё участие в самоуправлении школы и класса. Раздел заполняется по мере участия.
6.10.
Раздел «9.Самоанализ по итогам года»- в этом разделе учащийся проводит анализ по
итогам завершающегося учебного года. Возможные заголовки:
• «Итоги прошедшего года для меня»
• «Из запланированного мне удалось выполнить»
• «Невыполненным оказалось…, потому что»
• «В результате участия в жизни школы я приобрёл(а) опыт»
• «В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся стало»
• «Мои представления о себе за прошедший год изменились»
Учащийся может дополнить этот раздел высказываниями
• «Радость года»
• «Огорчение года»
• «Потеря года»
• «Удивление года»
• «Открытие года»
• «Находка года»
• «Проблема года»
Раздел заполняется каждый год.
7. Оформление ученического портфолио.
7.1. Ученическое портфолио учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе
комплексной структурой.
7.2. При оформлении ученического портфолио соблюдается принцип добровольности.
7.3. При оформлении ученического портфолио должны соблюдаться следующие требования:
• систематичность и регулярность ведения;
• достоверность сведений;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершённость представленных материалов;
• наглядность.
7.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые
сведения фиксируются в течение года и могут создаваться на бумажных и/или электронных
носителях.
7.5. В ученическом портфолио могут храниться сертифицированные и несертифицированные
документы за последние два года.
8. Контроль заполнения портфолио достижений учащегося и функциональные обязанности
участников образовательного процесса при ведении портфолио учащегося
8.1. Контроль работы классных руководителей по заполнению портфолио достижений
учащихся каждого класса осуществляет заместитель директора школы по УВР.
8.2. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, учитель начальных
классов, учителя – предметники, педагог – психолог, социальный педагог, педагоги
дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.
8.3. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками
образовательного процесса распределяются следующим образом:
• учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
• директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия
для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания;

•

•

•

•

осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;
заместители директора ОУ организуют работу по реализации в практике работы ОУ
технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных
достижений учащегося; осуществляют контроль за деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;
классный руководитель оказывает помощь учащимся в процессе формирования
портфолио, проводит информационную, консультативную, диагностическую работу
по формированию портфолио с учащимися и их родителями; осуществляет
посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами
дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения
портфолио; осуществляет контроль за пополнением портфолио, обеспечивает
учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; организует
воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное
и
профессиональное самоопределение учащихся;
учителя
предметники,
педагоги
дополнительного
образования
проводят
информационную работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио,
предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области, пишут рецензии, отзывы на учебные работы;
педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

9. Оценка содержимого ученического портфолио
9.1. Оценка содержимого ученического портфолио в начальной школе осуществляется
классным руководителем не менее 1 раза в год в форме количественной оценки (См.
Приложение 1.)
9.2. В основной школе оценка качества содержания и оформления ученического портфолио
осуществляется одноклассниками совместно с классным руководителем и желающими
учителями-предметниками не менее 1 раза в год в форме устного обсуждения на итоговых
классных часах.
9.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
ученического портфолио, делаются выводы о
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность
продолжения образования на ступени основного общего образования, а также
при отборе для обучения в профильных класса (группах);
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности –
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и
саморегуляции.

Приложение 1.
Раздел

Индикатор и баллы

Титульный лист

Наличие раздела – 1 балл

Раздел «Мой мир»

Правильность заполнения данных – 1балл
Правильность заполнения данных, красочность оформления, эстетичность,
разнообразие и полнота материалов – 2 балла.

Раздел «Мои стремления»

Систематичность пополнения раздела, полнота сведений -1- до 2 баллов.

Разделы «Моя учеба»

Систематичность пополнения раздела – 1 балл.
Систематичность пополнения раздела, разнообразие работ – 2 балла.

Раздел «Мои достижения»

Количество грамот, сертификатов, дипломов:
1 балл за каждую грамоту/сертификат школьного уровня;
2 балла – городского уровня;
2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад и конкурсов;
3 балла – за призовые места на дистанционных конкурсах на уровне
области;
4 балла – РФ;
5 баллов - международном.

Раздел «Я оцениваю себя»

Наличие листов самооценки. Систематичность пополнения раздела,
полнота сведений -1- до 2 баллов.

Раздел «Мое творчество»

Наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий,
фото выступлений.
Систематичность пополнения раздела – 1 балл.
Систематичность пополнения раздела, разнообразие работ – 2 балла.

Раздел «Мои впечатления»

Наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок,
спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д.
Систематичность пополнения раздела, полнота сведений -1- до 2 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».