Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №43 Протокол № ____ от «__» ___________ 2013г. Утверждаю: __________ О.В. Синицкая Директор МБОУ СОШ №43 «___» _________ 2013г. Приказ № Согласовано: _____________ Е.Н. Злобина Председатель профсоюзной организации МБОУ СОШ №43 «___» __________ 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ о внеурочной деятельности 1. Общие положения 1.1. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) и федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, федеральным государственным образовательным стандартом основного (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. 1.2. Данное положение не противоречит Уставу МБОУ СОШ №43. 1.3. Внеурочная деятельность обучающихся – это составная часть учебновоспитательного процесса школы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе. 1.3. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет до 10 часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию образовательной программы. 1.4. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, интересов и потребностей участников образовательного процесса, возможностей ОУ. 1.5. При организации внеурочной деятельности учащихся образовательной организации могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта на основе заключения договоров о сотрудничестве. 1.6. При организации внеурочной деятельности образовательная организация может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время. 2. Цель и задачи 2.1. Целью внеурочной деятельности является создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. 2.2. Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). 7. Формирование навыков здорового образа жизни. 8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 10.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 11.Организация информационной поддержки учащихся. 12.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. 2.3 Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. 3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности 3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и основного общего образования МБОУ СОШ №43. 3.2. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. 3.3. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает виды внеурочной деятельности по следующим по направлениям: • • • • • • • • Художественно-эстетическое Научно-техническое Спортивно-техническое Физкультурно- спортивное Туристко-краеведческое Эколого-биологическое Военно-патриотическое Культурологическое; по видам: -Игровая -Познавательная -Проблемно-ценностное общение -Досугово-развлекательная деятельность -Художественное творчество -Социальное творчество -Трудовая -Спортивно-оздоровительная -Туристко-краеведческая и другие; в формах: экскурсии, творческие объединения, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научное общество учащихся, олимпиады, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. 3.4. Обучающиеся, их родители (законные представители) имеют право участвовать в выборе направлений и форм внеурочной деятельности. 3.5. План внеурочной деятельности для класса составляется годового плана работы образовательной организации. на основе 3.6. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности. В основе комплектования групп положены принципы: добровольного участия, учета индивидуальных и возрастных особенностей. 4. Организация внеурочной деятельности 4.1. Образовательные программы внеурочной деятельности образовательного учреждения разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: • Комплексные • Тематические • Индивидуальные. Допускается использование дополнительных образовательных программ учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта. Вышеперечисленные программы могут быть примерными, авторскими и модифицированными. 4.2. Требования к структуре программы Программа внеурочной обязательные разделы: деятельности включает в себя следующие титульный лист, пояснительную записку, планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности, учебно-тематический план, содержание, список литературы. Требования к оформлению и содержанию программы внеурочной деятельности. структурных элементов На титульном листе программы внеурочной деятельности указывается: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеурочной деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы; название города, в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном образовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной деятельности); особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности представляет собой: описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа образовательного учреждения. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями - познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся в ходе ее реализации Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Содержание программы раскрывается через краткое программы (теоретических и практических видов занятий). описание тем Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для учителя и список литературы для учащихся. 4.3. Занятия внеурочной деятельности проводятся в соответствии с планом внеурочной деятельности, режимом работы образовательного учреждения, на основе требований СанПиН. 4.4. Внеурочная деятельность реализуется на основе модели организации внеурочной деятельности (Приложение 1) 4.5. К педагогическим и иным работникам, организующим внеурочную деятельность учащихся, предъявляются требования, соответствующие квалификационным характеристикам по должности. 5. Организация управления 5.1. Направления контроля внеурочной деятельности определяются образовательной организацией на основании Устава и должностных инструкций работников учреждения. 5. 2. Требования к организации внеурочной деятельности. 5.2.1. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации. 5.2.2. Планируемые результаты служат ориентировочной основой для составления портфолио достижений учащегося в целях определения эффективности внеурочной деятельности. 5.2.3. Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности. 5.2.4. Механизмы интеграции: разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. 5.3. При организации внеурочной деятельности на базе учреждений дополнительного образования, культуры, спорта заключается договор о реализации внеурочной деятельности обучающихся. 5.4. Классификация результатов внеурочной деятельности: 5.4.1. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 5.4.2.Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом. 5.4.3.Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой. 5.5. Процедура принятия программ внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с Уставом образовательного учреждения и локальными актами. 6. Заключительные положения 6.1. Положение вступает в силу с момента его подписания. 6.2. Изменения и дополнения в данное положение могут быть внесены решением педагогического совета.