1. Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного
поведения обучающихся в настоящее время достаточно актуальна.
Правовое воспитание как система, приобретает актуальность уже в раннем
подростковом возрасте, когда происходит становление интересов и ценностных
ориентаций человека, активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию
окружающих его людей. Неоценима роль правового воспитания как регулятора поведения
человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих
самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это
целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и
соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики
правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников
необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К
структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы
основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее
уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости
соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного
поведения.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного
возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в среде
школьников, рост неблагополучных семей, семей находящихся в социально-опасном
положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием
воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как
учащихся, так и их родителей.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей по
воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в
области защиты прав несовершеннолетних, использования современных форм
сотрудничества с семьей.
В школьном правовом воспитании необходима педагогическая технология,
отвечающая потребностям ученика, общества и учитывающая
закономерности
формирования правового сознания.
2. Основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные
действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в
систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия,
нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение
либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному
выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению
совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
Правовая основа программы:
Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А
(III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., ратифицирована Российской
Федерацией 5 мая 1998 г.);
Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIY) Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);
Конвенция о правах ребёнка (принята и открыта для подписания, ратификации и
присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от20 ноября 1989 г.
Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1;
Семейный кодекс РФ от29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Административный, уголовный и семейный кодексы Российской Федерации;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления субъектов РФ;
Устав МБОУ СШ №43
3.Цель:
-формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников
через воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности,
профилактику
безнадзорности, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних.
4. Задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также
случаев склонения их к суицидальным действиям.
-обеспечение
повышения
уровня
знаний
школьниками
российского
законодательства, прав и обязанностей гражданина России;
5. Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2023 2026 годы.
6. Механизм реализации программы
В основу реализации программы с обучающимися образовательных организаций
заложены разнообразные формы и методы работы по формированию законопослушного
поведения и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних:
-Подготовительная работа для выявления имеющихся проблем на ранних стадиях,
при поступлении
детей в первый класс (выявление, посещение, диагностика,
формирование банка данных, разработка профилактических мероприятий);
-Профилактическая работа для
правового воспитания
и правовой защиты
обучающихся путем взаимодействия
и сотрудничества со всеми участниками
образовательного процесса, а также всех субъектов профилактики;
-Информационно-просветительская работа для участников
образовательного
процесса.
7. Прогнозируемые результаты эффективности программы
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и
стремлением молодых граждан к соблюдению российских законов, выполнению своего
гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в
укрепление правопорядка.
Критериями оценки результативности Программы являются:
-повышение степени законопослушности молодежи, снижение уровня преступности;
-снижение количества совершенных несовершеннолетними преступлений и
правонарушений, антиобщественных действий;
-обеспечение заинтересованности молодых граждан в соблюдении действующих
законов;
-проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни;
-негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и
другим асоциальным явлениям;
-осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности,
честности, долга, справедливости, правдивости и др.;
В результате реализации Программы возможно снижение численности
обучающихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на
профилактическом учете; формирование правового самосознания обучающихся,
родителей, педагогов; формирование положительной мотивации обучающихся на
исполнение правил, законов, учебную деятельность.
8. Содержание программы.
8. 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в
развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции
несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных
работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями,
оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных
образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или
поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением
учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных
программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
8.2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер
по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом
направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с
выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его
возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления
образованием на 1 число каждого месяца учебного года;
- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе
развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного
потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами
дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье,
находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и
предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский
всеобуч»).
8.3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание
им помощи в обучении и воспитании детей.
- организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и
семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования
жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное
учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в
социально опасном положении,;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами
внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты
и др.;
- создание банка данных на семьи группы риска; семьи, находящиеся в социально опасном
положении;
- привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с
семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не
посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в
социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в
социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения,
индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий,
занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.
8.4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию
в них несовершеннолетних предусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном
учреждении;
- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к
занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных
секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной
ситуации в каникулярное время.
8.5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по
формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у
учащихся;
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных
модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и
воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования,
компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов,
конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование
гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки,
спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных
проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных
журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения
классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовых знаний и др. по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний,
законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение
специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданскоправовой культуры и поведения учащихся.
9. План реализации программы.
Мероприятия
Срок
Ответственные
Организационная работа
Разработка программы и плана профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
сентябрь
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог
Составление социальных паспортов школы и классов с
целью получения необходимой информации о детях,
обучающихся в школе.
сентябрь
Социальный
педагог,
классные
руководители
Составление банка данных по учащимся, имеющим
сентябрь
Социальный
отклонения в поведении, и семьям, находящимся в
социально опасном положении с целью последующей
помощи им.
педагог,
классные
руководители
Разработка алгоритма взаимодействия педагогических
работников по профилактике, выявлению и
сопровождению несовершеннолетних.
сентябрь
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Предоставление информации о несовершеннолетних
гражданах, не обучающихся, не посещающих,
систематически пропускающих занятия в
образовательном учреждении по неуважительным
причинам
На 05 числ0
каждого
месяца
Классные
руководители,
социальный
педагог
Информирование органов профилактики о
В течение
ненадлежащем выполнении родительских обязанностей учебного года
по воспитанию, обучению и содержанию детей, по
фактам жестокого обращения с детьми.
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Организация и проведение воспитательнопрофилактических мероприятий по проблемам
профилактики правонарушений, безнадзорности,
злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних.
В течение
учебного года
Привлечение
специалистов
органов и
учреждений
системы
профилактики;
классные
руководители
Участие в комиссии по делам несовершеннолетних
северного территориального округа г. Архангельска
В течение
учебного года
Директор
школы
Проведение работы по выявлению и учету детей
школьного возраста, не посещающих школу.
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Организация и проведение индивидуальнопрофилактической работы с учащимися «группы
риска» и состоящими на учёте в ПДН.
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Вовлечение учащихся в творческие объединения и
В течение
Классные
Работа с учащимися
секции школы и города.
учебного года
руководители
Работа по организации занятости учащихся в
каникулярное время;
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Участие в межведомственных комплексных
профилактических операциях
Июнь, август,
сентябрь
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
заместитель
директора по
ОТ
Проведение мероприятий, посвященных
Международному Дню защиты детей.
1 июня
Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор
Проведение воспитательных и спортивнооздоровительных мероприятий (праздники,
спартакиады, соревнования и т. д.).
В соответствии Заместитель
с планом
директора по
работы школы ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители,
учителя
физической
культуры
Декада правовых знаний
в соответствии
с планом
работы школы
(2 четверть)
Проведение недели профилактики
в соответствии Классные
с планом
руководители,
работы школы социальный
педагог,
Профориентационная работа с учащимися .
В течение
учебного года
Классные
руководители,
социальный
педагог,
учителя
истории и
обществознания
Педагогпсихолог,
классные
руководители.
Реализация программ и методик формирования
законопослушного поведения (1-11кл)на уроках и в
рамках внеурочной деятельности
В течение
учебного года
Работа с учащимися по реализации профилактической В течение
программы «Все цвета, кроме черного» (2-9кл)
учебного года
Организация
классных
и
общешкольных В течение
мероприятий,
направленных
на
воспитание учебного года
законопослушного
поведения
и
гражданской
ответственности, профилактику
безнадзорности,
правонарушений
и
преступлений
среди
несовершеннолетних.
Учителя предметники
Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители
Организация Дней здоровья
4 раза в год
Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители,
заместитель
директора по
ОТ
Тестирование учащихся с целью
выявления склонности к правонарушениям, вредным
привычкам (социально-психологическое тестирование,
направленное на раннее выявление немедецинского
потребления наркотических средств и психотропных
веществ; медицинское тестирование на наличие
наркотических и психоактивных веществ и др.)
1 раз в год
Заместитель
директора по
ВР, классные
руководители
Организация и работа Совета по профилактике
правонарушений и защите прав детей.
1 раз в месяц
Члены Совета
Посещение семей учащихся школы.
По мере
Социальный
необходимости педагог,
классные
руководители
Оказание психолого-педагогической помощи по
проблемам семейного воспитания и коррекции детскородительских отношений.
В течение
учебного года
Оказание учащимся и их родителям информационноправовой помощи, защита их интересов
По мере
Заместитель
необходимости директора по
Работа с родителями
Педагогпсихолог
школы
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Проведение родительских собраний с привлечением
специалистов системы профилактики по вопросам
правового просвещения и профилактике
правонарушений учащихся.
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Своевременное принятие мер по поступившим
сигналам о правонарушениях учащихся
(индивидуальные беседы, посещение семьи,
приглашение на Совет по профилактике
правонарушений и защите прав детей, инспектрором
ПДН)
По мере
Социальный
необходимости педагог,
классные
руководители
Организация работы Родительского патруля
1 раз в неделю Социальный
по графику
педагог,
классные
руководители
Работа Совета отцов.
В течение
учебного года
Директор
школы,
Работа с педагогическим коллективом
Изучение нормативных документов по вопросам
профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР
Проведение совещаний с педагогическими
работниками по вопросам профилактики
правонарушений и преступлений несовершеннолетних
и формированию законопослушного поведения
учащихся.
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР
Организация работы педагогического коллектива
с учащимися, находящимися в трудной жизненной
ситуации и их семьями.
В течение
учебного года
Социальный
педагог,
классные
руководители
Обучение педагогических работников современным
формам и методам своевременного выявления
первичных признаков девиантного поведения и
проявления разного рода аддикцийучащихся;
профилактика суицидального поведения подростков
В течение
учебного года
Заместитель
директора по
ВР
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)