Программа по формированию законопослушного поведения и профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся МБОУ СШ № 43 на 2022-2025 г.г.

1. Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного
поведения обучающихся в настоящее время достаточно актуальна.
Правовое воспитание как система, приобретает актуальность уже в раннем
подростковом возрасте, когда происходит становление интересов и ценностных
ориентаций человека, активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию
окружающих его людей. Неоценима роль правового воспитания как регулятора поведения
человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих
самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это
целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и
соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики
правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников
необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К
структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы
основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее
уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости
соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение
реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного
поведения.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного
возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в среде
школьников, рост неблагополучных семей, семей находящихся в социально-опасном
положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием
воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как
учащихся, так и их родителей.
Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей по
воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в
области защиты прав несовершеннолетних, использования современных форм
сотрудничества с семьей.
В школьном правовом воспитании необходима педагогическая технология,
отвечающая потребностям ученика, общества и учитывающая
закономерности
формирования правового сознания.
2. Основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его
воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных
представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей
опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные

действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в
систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии
проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия,
нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,
находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные
законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их
воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение
либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному
выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению
совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых
в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
Правовая основа программы:
Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А
(III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., ратифицирована Российской
Федерацией 5 мая 1998 г.);
Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIY) Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.);
Конвенция о правах ребёнка (принята и открыта для подписания, ратификации и
присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от20 ноября 1989 г.
Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1;
Семейный кодекс РФ от29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ;
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Административный, уголовный и семейный кодексы Российской Федерации;
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления субъектов РФ;

Устав МБОУ СШ №43
3.Цель:
-формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников
через воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности,
профилактику
безнадзорности, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних.
4. Задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и
условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также
случаев склонения их к суицидальным действиям.
-обеспечение
повышения
уровня
знаний
школьниками
российского
законодательства, прав и обязанностей гражданина России;
5. Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2023 2026 годы.
6. Механизм реализации программы
В основу реализации программы с обучающимися образовательных организаций
заложены разнообразные формы и методы работы по формированию законопослушного
поведения и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди
несовершеннолетних:
-Подготовительная работа для выявления имеющихся проблем на ранних стадиях,
при поступлении
детей в первый класс (выявление, посещение, диагностика,
формирование банка данных, разработка профилактических мероприятий);
-Профилактическая работа для
правового воспитания
и правовой защиты
обучающихся путем взаимодействия
и сотрудничества со всеми участниками
образовательного процесса, а также всех субъектов профилактики;
-Информационно-просветительская работа для участников
образовательного
процесса.
7. Прогнозируемые результаты эффективности программы
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и
стремлением молодых граждан к соблюдению российских законов, выполнению своего
гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в
укрепление правопорядка.

Критериями оценки результативности Программы являются:
-повышение степени законопослушности молодежи, снижение уровня преступности;
-снижение количества совершенных несовершеннолетними преступлений и
правонарушений, антиобщественных действий;
-обеспечение заинтересованности молодых граждан в соблюдении действующих
законов;
-проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни;
-негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и
другим асоциальным явлениям;
-осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности,
честности, долга, справедливости, правдивости и др.;
В результате реализации Программы возможно снижение численности
обучающихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на
профилактическом учете; формирование правового самосознания обучающихся,
родителей, педагогов; формирование положительной мотивации обучающихся на
исполнение правил, законов, учебную деятельность.
8. Содержание программы.
8. 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении, при которой осуществляется:
- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в
развитии и поведении либо отклонения в обучении;
- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции
несовершеннолетних, их дальнейшего развития;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных
работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями,
оказания им адресной помощи;
- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных
образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или
поведении;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением
учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных
программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
8.2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер
по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом
направлении предусматривает:
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с
выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его
возвращению;
- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления
образованием на 1 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе
развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного
потенциала урока;
-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами
дополнительного образования;
- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье,
находящимся в группе риска;
- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и
предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский
всеобуч»).

8.3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание
им помощи в обучении и воспитании детей.
- организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и
семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования
жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное
учреждение или под опеку);
- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в
социально опасном положении,;
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами
внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты
и др.;
- создание банка данных на семьи группы риска; семьи, находящиеся в социально опасном
положении;
- привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с
семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;
- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не
посещавшего образовательное учреждение;
- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в
социально опасном положении;
- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в
социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения,
индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий,
занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.

8.4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию
в них несовершеннолетних предусматривает:
- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном
учреждении;

- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к
занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;
- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных
секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной
ситуации в каникулярное время.
8.5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по
формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у
учащихся;
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных
модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;
- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и
воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования,
компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов,
конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование
гражданско-правового сознания учащихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки,
спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных
проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных
журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения
классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовых знаний и др. по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний,
законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение
специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданскоправовой культуры и поведения учащихся.
9. План реализации программы.
Мероприятия

Срок

Ответственные

Организационная работа
Разработка программы и плана профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.

сентябрь

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог

Составление социальных паспортов школы и классов с
целью получения необходимой информации о детях,
обучающихся в школе.

сентябрь

Социальный
педагог,
классные
руководители

Составление банка данных по учащимся, имеющим

сентябрь

Социальный

отклонения в поведении, и семьям, находящимся в
социально опасном положении с целью последующей
помощи им.

педагог,
классные
руководители

Разработка алгоритма взаимодействия педагогических
работников по профилактике, выявлению и
сопровождению несовершеннолетних.

сентябрь

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Предоставление информации о несовершеннолетних
гражданах, не обучающихся, не посещающих,
систематически пропускающих занятия в
образовательном учреждении по неуважительным
причинам

На 05 числ0
каждого
месяца

Классные
руководители,
социальный
педагог

Информирование органов профилактики о
В течение
ненадлежащем выполнении родительских обязанностей учебного года
по воспитанию, обучению и содержанию детей, по
фактам жестокого обращения с детьми.

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Организация и проведение воспитательнопрофилактических мероприятий по проблемам
профилактики правонарушений, безнадзорности,
злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних.

В течение
учебного года

Привлечение
специалистов
органов и
учреждений
системы
профилактики;
классные
руководители

Участие в комиссии по делам несовершеннолетних
северного территориального округа г. Архангельска

В течение
учебного года

Директор
школы

Проведение работы по выявлению и учету детей
школьного возраста, не посещающих школу.

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Организация и проведение индивидуальнопрофилактической работы с учащимися «группы
риска» и состоящими на учёте в ПДН.

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Вовлечение учащихся в творческие объединения и

В течение

Классные

Работа с учащимися

секции школы и города.

учебного года

руководители

Работа по организации занятости учащихся в
каникулярное время;

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Участие в межведомственных комплексных
профилактических операциях

Июнь, август,
сентябрь

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
заместитель
директора по
ОТ

Проведение мероприятий, посвященных
Международному Дню защиты детей.

1 июня

Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор

Проведение воспитательных и спортивнооздоровительных мероприятий (праздники,
спартакиады, соревнования и т. д.).

В соответствии Заместитель
с планом
директора по
работы школы ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители,
учителя
физической
культуры

Декада правовых знаний

в соответствии
с планом
работы школы
(2 четверть)

Проведение недели профилактики

в соответствии Классные
с планом
руководители,
работы школы социальный
педагог,

Профориентационная работа с учащимися .

В течение
учебного года

Классные
руководители,
социальный
педагог,
учителя
истории и
обществознания

Педагогпсихолог,
классные
руководители.

Реализация программ и методик формирования
законопослушного поведения (1-11кл)на уроках и в
рамках внеурочной деятельности

В течение
учебного года

Работа с учащимися по реализации профилактической В течение
программы «Все цвета, кроме черного» (2-9кл)
учебного года
Организация
классных
и
общешкольных В течение
мероприятий,
направленных
на
воспитание учебного года
законопослушного
поведения
и
гражданской
ответственности, профилактику
безнадзорности,
правонарушений
и
преступлений
среди
несовершеннолетних.

Учителя предметники

Классные
руководители
Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители

Организация Дней здоровья

4 раза в год

Заместитель
директора по
ВР, педагогорганизатор,
классные
руководители,
заместитель
директора по
ОТ

Тестирование учащихся с целью
выявления склонности к правонарушениям, вредным
привычкам (социально-психологическое тестирование,
направленное на раннее выявление немедецинского
потребления наркотических средств и психотропных
веществ; медицинское тестирование на наличие
наркотических и психоактивных веществ и др.)

1 раз в год

Заместитель
директора по
ВР, классные
руководители

Организация и работа Совета по профилактике
правонарушений и защите прав детей.

1 раз в месяц

Члены Совета

Посещение семей учащихся школы.

По мере
Социальный
необходимости педагог,
классные
руководители

Оказание психолого-педагогической помощи по
проблемам семейного воспитания и коррекции детскородительских отношений.

В течение
учебного года

Оказание учащимся и их родителям информационноправовой помощи, защита их интересов

По мере
Заместитель
необходимости директора по

Работа с родителями

Педагогпсихолог
школы

ВР, социальный
педагог,
классные
руководители
Проведение родительских собраний с привлечением
специалистов системы профилактики по вопросам
правового просвещения и профилактике
правонарушений учащихся.

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР, социальный
педагог,
классные
руководители

Своевременное принятие мер по поступившим
сигналам о правонарушениях учащихся
(индивидуальные беседы, посещение семьи,
приглашение на Совет по профилактике
правонарушений и защите прав детей, инспектрором
ПДН)

По мере
Социальный
необходимости педагог,
классные
руководители

Организация работы Родительского патруля

1 раз в неделю Социальный
по графику
педагог,
классные
руководители

Работа Совета отцов.

В течение
учебного года

Директор
школы,

Работа с педагогическим коллективом
Изучение нормативных документов по вопросам
профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР

Проведение совещаний с педагогическими
работниками по вопросам профилактики
правонарушений и преступлений несовершеннолетних
и формированию законопослушного поведения
учащихся.

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР

Организация работы педагогического коллектива
с учащимися, находящимися в трудной жизненной
ситуации и их семьями.

В течение
учебного года

Социальный
педагог,
классные
руководители

Обучение педагогических работников современным
формам и методам своевременного выявления
первичных признаков девиантного поведения и
проявления разного рода аддикцийучащихся;
профилактика суицидального поведения подростков

В течение
учебного года

Заместитель
директора по
ВР

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».