1. Пояснительная записка. Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения обучающихся в настоящее время достаточно актуальна. Правовое воспитание как система, приобретает актуальность уже в раннем подростковом возрасте, когда происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека, активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Неоценима роль правового воспитания как регулятора поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в среде школьников, рост неблагополучных семей, семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, совершенствования подходов в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных форм сотрудничества с семьей. В школьном правовом воспитании необходима педагогическая технология, отвечающая потребностям ученика, общества и учитывающая закономерности формирования правового сознания. 2. Основные понятия: несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; Правовая основа программы: Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., ратифицирована Российской Федерацией 5 мая 1998 г.); Декларация прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIY) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.); Конвенция о правах ребёнка (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1; Семейный кодекс РФ от29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ; Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Административный, уголовный и семейный кодексы Российской Федерации; Нормативные правовые акты органов местного самоуправления субъектов РФ; Устав МБОУ СШ №43 3.Цель: -формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников через воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. 4. Задачи: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. -обеспечение повышения уровня знаний школьниками российского законодательства, прав и обязанностей гражданина России; 5. Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на три года реализации и будет проведена в период с 2023 2026 годы. 6. Механизм реализации программы В основу реализации программы с обучающимися образовательных организаций заложены разнообразные формы и методы работы по формированию законопослушного поведения и профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних: -Подготовительная работа для выявления имеющихся проблем на ранних стадиях, при поступлении детей в первый класс (выявление, посещение, диагностика, формирование банка данных, разработка профилактических мероприятий); -Профилактическая работа для правового воспитания и правовой защиты обучающихся путем взаимодействия и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса, а также всех субъектов профилактики; -Информационно-просветительская работа для участников образовательного процесса. 7. Прогнозируемые результаты эффективности программы Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением молодых граждан к соблюдению российских законов, выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в укрепление правопорядка. Критериями оценки результативности Программы являются: -повышение степени законопослушности молодежи, снижение уровня преступности; -снижение количества совершенных несовершеннолетними преступлений и правонарушений, антиобщественных действий; -обеспечение заинтересованности молодых граждан в соблюдении действующих законов; -проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни; -негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и другим асоциальным явлениям; -осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др.; В результате реализации Программы возможно снижение численности обучающихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на профилактическом учете; формирование правового самосознания обучающихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации обучающихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность. 8. Содержание программы. 8. 1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется: - постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; - проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей; - разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития; - привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи; - разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении; - осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика. 8.2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает: - разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению; - направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года; - совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока; -обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования; - разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска; - организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; - проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»). 8.3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. - организация работы классных руководителей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку); - организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении,; - организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.; - создание банка данных на семьи группы риска; семьи, находящиеся в социально опасном положении; - привлечение органов родительского самоуправления, и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей; - организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение; - создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении; - обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания. 8.4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает: - развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении; - разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания; - организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах; - обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время. 8.5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через: - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся; - включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся; - использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д; - организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся; - привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовых знаний и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; - создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданскоправовой культуры и поведения учащихся. 9. План реализации программы. Мероприятия Срок Ответственные Организационная работа Разработка программы и плана профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. сентябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. сентябрь Социальный педагог, классные руководители Составление банка данных по учащимся, имеющим сентябрь Социальный отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении с целью последующей помощи им. педагог, классные руководители Разработка алгоритма взаимодействия педагогических работников по профилактике, выявлению и сопровождению несовершеннолетних. сентябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Предоставление информации о несовершеннолетних гражданах, не обучающихся, не посещающих, систематически пропускающих занятия в образовательном учреждении по неуважительным причинам На 05 числ0 каждого месяца Классные руководители, социальный педагог Информирование органов профилактики о В течение ненадлежащем выполнении родительских обязанностей учебного года по воспитанию, обучению и содержанию детей, по фактам жестокого обращения с детьми. Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Организация и проведение воспитательнопрофилактических мероприятий по проблемам профилактики правонарушений, безнадзорности, злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних. В течение учебного года Привлечение специалистов органов и учреждений системы профилактики; классные руководители Участие в комиссии по делам несовершеннолетних северного территориального округа г. Архангельска В течение учебного года Директор школы Проведение работы по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих школу. В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Организация и проведение индивидуальнопрофилактической работы с учащимися «группы риска» и состоящими на учёте в ПДН. В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Вовлечение учащихся в творческие объединения и В течение Классные Работа с учащимися секции школы и города. учебного года руководители Работа по организации занятости учащихся в каникулярное время; В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Участие в межведомственных комплексных профилактических операциях Июнь, август, сентябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, заместитель директора по ОТ Проведение мероприятий, посвященных Международному Дню защиты детей. 1 июня Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор Проведение воспитательных и спортивнооздоровительных мероприятий (праздники, спартакиады, соревнования и т. д.). В соответствии Заместитель с планом директора по работы школы ВР, педагогорганизатор, классные руководители, учителя физической культуры Декада правовых знаний в соответствии с планом работы школы (2 четверть) Проведение недели профилактики в соответствии Классные с планом руководители, работы школы социальный педагог, Профориентационная работа с учащимися . В течение учебного года Классные руководители, социальный педагог, учителя истории и обществознания Педагогпсихолог, классные руководители. Реализация программ и методик формирования законопослушного поведения (1-11кл)на уроках и в рамках внеурочной деятельности В течение учебного года Работа с учащимися по реализации профилактической В течение программы «Все цвета, кроме черного» (2-9кл) учебного года Организация классных и общешкольных В течение мероприятий, направленных на воспитание учебного года законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Учителя предметники Классные руководители Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, классные руководители Организация Дней здоровья 4 раза в год Заместитель директора по ВР, педагогорганизатор, классные руководители, заместитель директора по ОТ Тестирование учащихся с целью выявления склонности к правонарушениям, вредным привычкам (социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление немедецинского потребления наркотических средств и психотропных веществ; медицинское тестирование на наличие наркотических и психоактивных веществ и др.) 1 раз в год Заместитель директора по ВР, классные руководители Организация и работа Совета по профилактике правонарушений и защите прав детей. 1 раз в месяц Члены Совета Посещение семей учащихся школы. По мере Социальный необходимости педагог, классные руководители Оказание психолого-педагогической помощи по проблемам семейного воспитания и коррекции детскородительских отношений. В течение учебного года Оказание учащимся и их родителям информационноправовой помощи, защита их интересов По мере Заместитель необходимости директора по Работа с родителями Педагогпсихолог школы ВР, социальный педагог, классные руководители Проведение родительских собраний с привлечением специалистов системы профилактики по вопросам правового просвещения и профилактике правонарушений учащихся. В течение учебного года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся (индивидуальные беседы, посещение семьи, приглашение на Совет по профилактике правонарушений и защите прав детей, инспектрором ПДН) По мере Социальный необходимости педагог, классные руководители Организация работы Родительского патруля 1 раз в неделю Социальный по графику педагог, классные руководители Работа Совета отцов. В течение учебного года Директор школы, Работа с педагогическим коллективом Изучение нормативных документов по вопросам профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних В течение учебного года Заместитель директора по ВР Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и формированию законопослушного поведения учащихся. В течение учебного года Заместитель директора по ВР Организация работы педагогического коллектива с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями. В течение учебного года Социальный педагог, классные руководители Обучение педагогических работников современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и проявления разного рода аддикцийучащихся; профилактика суицидального поведения подростков В течение учебного года Заместитель директора по ВР Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)